Лоция Белого моря - навигационное описание, глава 3

Навигационное описание

Глава 3

 ДВИНСКИЙ ЗАЛИВ
   Зимний берег от мыса Зимнегорский до порта Архангельск
   Порт Архангельск
   Летний берег от порта Архангельск од Онежского залива
   От порта Архангельск до Унской губы
   Унская губа
   От Унской губы до Онежского залива

ДВИНСКИЙ ЗАЛИВ
Двинский залив, являющийся продолжением Бассейна Белого моря на юго-восток, вдается в берег между мысом Зимнегорский (65°29' N, 39°43' О) и находящимся в 70 милях к WSW от него мысом Горболукский. С северо-востока залив ограничен Зимним берегом, а с юго-запада Летним берегом. В вершину залива впадает река Северная Двина.
Как Зимний, так и Летний берега Двинского залива на всем протяжении представляют собой песчано-глинистые обрывы. От мыса Зимнегорский к югу высота берега уменьшается, так как Зимние горы удаляются от береговой черты. Побережье в районе устья реки Северная Двина низменно. Летний берег у Никольского устья реки Северная Двина также низменный, и только к западу от реки Солва становится более высоким. На Летнем берегу горы в основном расположены в глубине материка, и лишь отдельные вершины высотой 60-80 м - недалеко от моря.
Берега Двинского залива, а также большие острова, находящиеся в дельте реки Северная Двина, покрыты густым лесом.
Река Северная Двина является наибольшей из рек, впадающих в Белое море. На этой реке в 20 милях от устья находится крупный морской порт Архангельск. Кроме реки Северная Двина, в залив впадает много других рек и ручьев, не имеющих навигационного значения и доступных для входа только на шлюпках.
Глубины, рельеф дна и грунт. Глубины около 100 м имеются лишь посредине входа в Двинский залив. С приближением к берегам залива глубины постепенно уменьшаются. Наиболее приглубыми являются юго-западный и северо-восточный берега залива. Вершина залива менее глубоководна.
В средней части залива рельеф дна ровный и опасностей для плавания нет. Однако в точке 65°08' сев. шир. и 39°17' вост. долг, лежит банка с глубиной 26,5 м. Вблизи берегов дно менее ровное, здесь встречаются отдельные опасности.
Грунт посредине залива ил, вблизи вершины песок, а у Летнего берега песок с мелким камнем.
Приливо-отливные течения. Приливное течение в Двинский залив приходит от NW и идет посредине залива на SO; на баре реки Северная Двина при приливе наблюдается маниха, т. е. приостановка подъема уровня и даже некоторое его падение примерно на половине роста прилива. Отливное течение идет из залива в обратном направлении. Во время весеннего половодья в районе устья реки Северная Двина прилив не наблюдается; при отливе скорость течения реки значительно увеличивается.
Лед. Южнее мыса Керец припай появляется в начале ноября, а севернее его в конце ноября; в это же время замерзают и реки.
Двинский залив вскрывается в первых числах мая, нередко в конце апреля, но открытие навигации по всему Белому морю зависит от вскрытия горла, в котором скапливаются льды из бассейна моря и его заливов.
Запретные районы. В Двинском заливе имеется несколько районов, плавание всех судов в которых временно запрещено. Границы этих районов показаны на картах.
Якорные места. В 2-3 милях от берега между мысом Зимнегорский и устьем реки Северная Двина на якорь могут становиться суда с большой осадкой. При ветрах от N и О якорная стоянка здесь удобна везде; при ветрах от NW и W, разводящих крупную зыбь, под Зимним берегом стоять удобнее, чем перед устьем реки Северная Двина, где сильные приливо-отливные течения ставят судно лагом к ветру и зыби, делая стоянку неспокойной и ненадежной. Лучшие якорные места находятся у мыса Керец, у селений Большие Козлы и Куя, у светящего буя Мудьюгский № 1 осевой, к S и SW от южной оконечности острова Мудьюгский, в реке Северная Двина и в ее рукавах. Суда, идущие из порта Архангельск в западную часть Белого моря, при сильных ветрах от SW могут укрываться также у Летнего берега и в Унской губе.

Наверх

ЗИМНИЙ БЕРЕГ ОТ МЫСА ЗИМНЕГОРСКИЙ ДО ПОРТА АРХАНГЕЛЬСК
От мыса Зимнегорский до порта Архангельск Зимний берег Двинского залива на протяжении 30 миль имеет общее направление на SSO. Зимний берег Двинского залива на всем протяжении представляет собой песчано-глинистый обрыв. К югу от мыса Зимнегорский берег понижается и тянется в виде невысокого всхолмленного обрыва. Прибрежные горы южнее мыса Зимнегорский понижаются и удаляются в глубь материка. При плавании вдоль берега приметны задний знак ведущего створа Керецкой мерной линии, мысы Полтоминка и Куйский, а также гора Аница, возвышающаяся к востоку от мыса Куйский. Зимний берег Двинского залива довольно приглуб. Отмель с глубинами менее 10 м имеет ширину до 2 миль. Рельеф дна у Зимнего берега ровный; отдельно лежащих опасностей при подходе к нему нет. Грунт вблизи берега камень и мелкий камень, а местами песок. Мыс Зимнегорский (65°29' N, 39°43' О), являющийся северо-восточным входным мысом Двинского залива, незначительно выдается в море в виде широкого и тупого выступа. Высота мыса 100 м; обрывы мыса крутые, почти отвесные, а местами нависающие. Мыс хорошо приметен. В районе мыса расположены Зимние горы, поросшие лесом. Вершины этих гор открываются в ясную погоду с расстояния до 30 миль. Обрывы Зимних гор состоят из зеленоватой глины с горизонтальными слоями песчаника и прорезаны глубокими долинами, по которым стекают ручьи. У подошвы обрывов узкая полоса берега покрыта глиной и галькой. В 2 милях южнее мыса Зимнегорский весьма приметна долина ручья Ивовик. Мыс Зимнегорский приглуб; прибрежная осушка имеет ширину 15-20 м. Вблизи берега лежат осыхающие камни.
Мыс Зимнегорский на S; Мыс Зимнегорский на SO; Мыс Зимнегорский на O (рис., 90 Kb)
Маяк Зимнегорский (65°29' N, 39°43' О) установлен на мысе Зимнегорский к N от ручья Каменный. Вблизи маяка расположено несколько зданий. Вся местность вокруг маяка покрыта густым высоким лесом. Якорное место находится в районе мыса Зимнегорский против устья ручья Каменный на глубине 9 м; грунт здесь камень.
Мыс Керец расположен в 9 милях к S от мыса Зимнегорский. Этот низменный мыс опознается по тупому обрыву берега. Берег в районе мыса обрывист и покрыт травой и кустарником, а далее в глубь материка смешанным лесом. Светящий знак Керецкий установлен на мысе Керец. Подводное препятствие с глубиной 11 м лежит в 1,5 мили к WSW от мыса Керец.
Долина ручья Ивовик на 95° в 1,3 мили (рис, 20 Kb)
Берег от мыса Зимнегорский до мыса Керец; Берег между мысами Зимнегорский и Керец (рис, 42 Kb)
Отмель осыхающая, песчано-глинистая выдается на 50 м от мыса Керец. В 2 кбт от мыса лежат песчано-каменистые гряды; между грядами и мысом глубины 0,7-0,9 м. Рейд Керецкий расположен в 1-2 милях к S от мыса Керец против впадающей в море мелководной реки Кереца. Якорная стоянка в 1 миле 15 от берега спокойна и безопасна для судов с большой осадкой. В 2 милях к SW и S от мыса Керец глубины 18-22 м, а грунт - жидкий ил; далее к югу глубины медленно увеличиваются. Следует иметь в виду, что подходить к мысу ближе 1 мили не рекомендуется, так как глубины здесь изменяются очень быстро. 20 Якорное место для судов с осадкой до 3,6 м находится к югу от мыса Керец в точке пересечения пеленга 5° на светящий знак Керецкий с пеленгом 72° на рыбацкую избу, расположенную на правом берегу устья реки Кереца. Керецкая мерная линия, оборудованная южнее мыса Керец, имеет один ведущий створ и три секущих створа знаков. Знаки ведущего створа установлены в 3,5 кбт к SO от мыса Керец, а знаки секущих створов - на берегу между мысами Керец и Полтоминка. Расстояние по ведущему створу между секущими створами № 1 и 2 - 0,91 мили, между секущими створами № 2 и 3 -1,72 мили. Все знаки створов, кроме заднего знака ведущего створа, проектируются на фоне леса. Задний знак ведущего створа проектируется на фоне неба. Река Малые Козлы впадает в море в 4,9 мили к SSO от мыса Керец. Устье реки мелководно. Против устья реки в 1 миле от берега глубины более 17 м; грунт - жидкий ил. В реку входить невозможно ввиду засоренности ее плавником. Река Большие Козлы впадает в море в 1,7 мили к SSO от реки Малые Козлы; ширина устья реки Большие Козлы около 0,7 кбт. Песчано-глинистые берега реки покрыты смешанным лесом. От обоих берегов устья на 50-70 м в сторону моря тянется песчаная отмель. На правом берегу устья реки Большие Козлы находится селение Большие Козлы. Устье реки часто меняет свое положение. Глубины в 1 миле от устья реки около 15 м; грунт - песок и ил. В 2 милях от устья глубины 18-20 м; грунт - зеленоватый жидкий ил. Лед. Река Большие Козлы и прилегающая к ее устью полоса моря замерзают в начале ноября, а вскрываются в конце апреля или в начале мая. Якорное место для больших судов находится на рейде против устья реки Большие Козлы в 1,3 мили от берега в точке пересечения пеленга 146° на край высокого обрыва мыса Куйский с пеленгом 90° на селение Большие Козлы. Глубины на якорном месте около 18 м; грунт - ил. В районе якорного места выставляется веха. Мыс Полтоминка, расположенный в 4,5 мили к SSO от реки Большие Козлы, приметен по возвышающемуся на нем округлому холму. В районе мыса в море впадает небольшая река Полтоминка. Знак Полтоминка установлен на берегу в 1 миле к NNW от мыса Полтоминка. Мыс Куйский (65°06' N, 40°03' О), выступающий в море в 5,2 мили к SSO от мыса Полтоминка, приметен благодаря своему высокому, покрытому лесом обрыву высотой около 30 м. Светящий знак Куйский установлен на мысе Куйский. Гора Аница высотой 95 м возвышается в виде отдельной пологой округлой вершины в 3,7 мили к О от мыса Куйский. Река Куя впадает в Двинский залив в 1,7 мили к SO от мыса Куйский. Северный входной мыс устья реки низменный и песчаный. На левом берегу устья расположено селение Куя. Бар реки мелководен; направление фарватера и глубины на баре меняются после весеннего ледохода и после штормов от SW. Глубины на рейде перед устьем реки в 2 милях от берега 13-14 м; грунт - ил. К северу и югу от параллели устья реки глубины на рейде постепенно уменьшаются, а грунт переходит в песчаный. Якорное место для судов с большой осадкой находится на рейде против устья реки Куя. В районе якорного места выставляется веха. На малых судах местные жители входят в реку в полную воду и становятся у ее левого берега. Светящий знак Голая Кошка установлен на островке Голая Кошка в 7,2 мили к SSO от мыса Куйский.

Наверх

ПОРТ АРХАНГЕЛЬСК
Порт Архангельск расположен в устье реки Северная Двина и является одним из древнейших русских портов. Он был основан в 1584 г., хотя торговые отношения Руси с заграницей через реку Северная Двина начались еще в 1553 г. Строительство постоянных сооружений порта (причалов, мастерских, набережных и т.п.) началось в 1696 г. С развитием парового флота мелководность реки Северная Двина стала препятствовать дальнейшему развитию порта, и с 1887 г. здесь были начаты дноуглубительные работы. После Великой Октябрьской социалистической революции порт был реконструирован. В настоящее время порт является одним из крупнейших портов Советского Союза по экспорту леса. Кроме того, порт имеет большое значение как перевалочный пункт народнохозяйственных грузов, предназначенных для северных районов нашей страны. В порту имеется много причалов и набережных, расположенных на берегах реки Северная Двина, ее рукавов и проток. К причалам могут подходить большие суда. Река Северная Двина, одна из крупнейших рек Севера Европейской части СССР, образуется слиянием рек Сухона и Юг. Река Северная Двина судоходна и имеет большое транспортное значение; по ней производится сплав леса. Она соединена с рекой Волгой через реку Сухона, озеро Кубенское и реку Шексна. При впадении в Двинский залив река образует широкую дельту, занимающую почти всю его вершину. Дельта реки Северная Двина начинается в 20 милях от ее устья и занимает площадь около 1100 км2. Река Северная Двина глубоководна и доступна для плавания морских судов на расстояние до 45 миль от устья. Русло реки разделяется на три главных рукава: Корабельный, Мурманский и Никольский, а также на множество проток и рек, из которых наибольшее навигационное значение имеют реки Маймакса и Кузнечиха. До разветвления на рукава река Северная Двина имеет песчано-глинистые берега, причем правый из них возвышенный, а левый низменный. Оба берега покрыты лугами и местами поросли кустарником и лесом. Острова, расположенные в дельте реки Северная Двина, низменные, песчано-глинистые; они покрыты лугами, пашнями, мелким кустарником и смешанным лесом. Часть низменных островов не имеет растительности. Наиболее низменные острова затопляются не только при разливе реки весной, но и при подъеме уровня воды, вызванного ветрами. Берега островов подвержены ежегодным изменениям вследствие подмыва их водой и наноса песка, особенно после весеннего ледохода. Из всех островов наиболее приметным при подходе к порту является низменный, покрытый лесом остров Кумбыш (64°45' N, 39 59' О), на котором установлен светящий знак Кумбыш. Хорошо приметен также светящий знак Ягры, установленный на северной оконечности острова Ягры (64°38' N, 39°50' О). Телевизионная мачта, расположенная в городе Архангельск, хорошо приметна с моря. Суда с большой осадкой входят в порт Архангельск по главному фарватеру, который начинается у светящего буя Мудьюгский № 1 осевой. Протяженность главного фарватера от светящего буя до города Архангельск 32 мили. Северная часть главного фарватера западнее острова Мудьюгский проходит по каналу, прорытому через Березовый бар. Далее он пролегает между южной оконечностью острова Мудьюгский и островом Кошка-Скандия, затем между западным берегом острова Муравой и обширными песчаными, осыхающими мелями, лежащими к NNW от устья Корабельного рукава. Южнее острова Муравой главный фарватер поворачивает на юго-восток и далее проходит по реке Маймакса. Часть главного фарватера между светящим буем Мудьюгский № 1 осевой и устьем реки Маймакса носит название Входного фарватера. По обеим сторонам Входного фарватера простираются многочисленные осыхающие и подводные опасности. От параллели южной оконечности острова Бревенник (64°38' N, 40°29' О) главный фарватер ведет вдоль западных берегов Соломбальских островов к городу Архангельск. Главный фарватер на всем протяжении от светящего буя Мудьюгский № 1 осевой до деревни Уйма оборудован створами светящих знаков. На бровках каналов выставляются по латеральной системе светящие и несветящие буи и вехи. Границы порта. Архангельский морской торговый порт занимает акваторию реки Северная Двина от деревни Уйма до светящего буя Мудьюгский № 1 осевой по главному фарватеру. Часть порта, расположенная у северной оконечности острова Повракульский (64°4(У N, 40°35' О) при слиянии рек Маймакса и Кузнечика, называется аванпортом Экономия. Протяженность порта по реке Северная Двина 32 мили. Глубины на главном фарватере поддерживаются дноуглубительными работами. Осадка судов для плавания по фарватерам и каналам Архангельского порта ежегодно объявляется в извещениях мореплавателям. На 1971 г. она объявлялась: 1. По Березовому бару главного судового хода - 7,9 м на полную квадратурную воду. 2. По внутренним речным каналам главного судового хода - 7,9 м на любую воду. 3. По Кегостровскому каналу - 6,1 м на любую воду. Гидрометеорологические сведения. В реке Северная Двина наблюдаются приливо-отливные явления. Приливное течение входит в реку 5 с NW. Оно начинается через 1 ч или 1 ч 30 мин после малой воды и продолжается около 5 ч. Особенностью прилива является так называемая маниха, которая продолжается около получаса; течение в это время слабое. По мере удаления от устья реки в море маниха уменьшается. Наибольшей скорости приливное течение достигает после манихи. О Отливное течение начинается спустя 1 ч после полной воды и продолжается почти 7 ч; скорость отливного течения больше скорости приливного. В разные времена года величина прилива в реке Северная Двина неодинакова; в период весеннего половодья колебания уровня воды почти совсем исчезают и окончательно восстанавливают свою нормальную величину после весеннего паводка. В зимнее время величина прилива уменьшается под влиянием сопротивления, оказываемого ледяным покровом продвижению приливной волны. В годовом ходе уровня воды выделяется высокое весеннее половодье, низкие летняя и зимняя межени и незначительный осенний паводок. Сила и направление ветров оказывают значительное влияние как на колебания уровня воды, так и на скорость и продолжительность приливо-отливных течений. Свежие ветры от N и W увеличивают высоту воды при приливе и не допускают ее падения при отливе так низко, как в тихую погоду. Приливное течение в этом случае начинается раньше, идет быстрее и продолжается дольше обыкновенного. Ветры от О и S понижают уровень воды реки и уменьшают скорость приливного течения. Река Северная Двина покрывается льдом местного образования. Сначала на поверхности воды появляется сало, затем шуга, и стоит только морозу усилиться, как вся поверхность реки за одну ночь сплошь покрывается ровным льдом. На реке у города Архангельск и ниже его в трех главных рукавах реки ледостав в основном наступает в начале ноября. Средняя дата замерзания реки 6 ноября; самая ранняя 20 октября и самая поздняя 16 декабря. Во второй половине апреля лед перед устьями рукавов реки взламывается морскими ветрами почти до самых отмелей, но река редко вскрывается раньше начала мая. Средняя дата вскрытия реки 4 мая; самая ранняя 17 апреля и самая поздняя 21 мая. При вскрытии реки лед сначала двигается медленно большими и довольно крепкими обломками полей по всем рукавам, а затем идет быстрее сплошной массой или целыми полями, увлекая за собой все попавшееся на пути. На мелководьях и в узкостях движущийся лед иногда набивается до самого дна под стоящий еще неподвижно в этих местах ледяной покров и образует заторы. Выше затора уровень реки поднимается, река выходит из берегов, затопляя прибрежные низменности и острова. Высота уровня зависит от интенсивности таяния снега, от толщины и крепости льда, от силы и направления ветра во время вскрытия низовьев реки, но чаще всего от заторов льда в рукавах реки. Подводные кабели в порту проложены почти по всем рукавам реки Северная Двина и ограждены предупредительными щитами и знаками, обозначающими запретные зоны. При вынужденной отдаче якоря в запретной зоне запрещается производить подъем якоря судовыми средствами. Об этом случае необходимо немедленно доложить капитану порта. Лоцмана. Лоцманская проводка обязательна для всех иностранных судов, судов, посещающих порт впервые, а также для судов с предельно допустимой осадкой. В остальных случаях капитан судна берет лоцмана по своему усмотрению. Заявку на лоцмана при входе в порт следует подавать за 12 ч до под хода к светящему бую Мудьюгский № 1 осевой в адрес капитана порта и за 4 ч уточнить время подхода. Заявку на лоцмана при выходе из порта следует подавать не менее чем за 2 ч непосредственно на лоцманскую станцию (телефон 2-16-55). Лоцманские станции находятся в Соломбале на набережной им. Георгия Седова и на лоцманском судне под названием "Вихрь" (типа портовый буксир), который курсирует или находится на якоре в районе светящего буя Мудьюгский № 1 осевой. Судно "Вихрь" несет установленные лоцманские сигналы, имеет на борту надпись "Pilot", несет круглосуточную радиотелеграфную и радиотелефонную связь, осуществляет прием и передачу лоцманов. Если на судне "Вихрь" нет лоцмана или он не может прибыть на судно, то на фок-мачте судна "Вихрь" днем поднимается черный шар, ночью зажигается красный огонь. На время штормовой погоды, когда прием и передача лоцманов невозможна, лоцманское судно "Вихрь" находится у южной оконечности острова Мудьюгский в районе Черной башни. В этих случаях суда, нуждающиеся в лоцманской проводке для входа в порт, должны становиться на якорь перед входом в канал и ждать прибытия лоцмана. Портовые средства и оборудование. На причалы, расположенные на левом берегу реки Северная Двина против города Архангельск, подведены железнодорожные пути. Погрузочно-разгрузочные работы в порту механизированы. В порту имеются буксиры, ледоколы, баржы и лихтеры. Снабжение и ремонт. В порту Архангельск можно получить любое снабжение и произвести ремонт как корпуса, так и машин. Таможня и карантин. Таможенный досмотр и санитарный осмотр судов, а также оформление судовых документов, прибывающих в порт и уходящих из него, производятся у таможенного поста на Чижовском рейде. Определение девиации. Определение и уничтожение девиации производятся на Архангельском девиационном полигоне. Станции штормовых сигналов находятся на острове Соломбала на набережной им. Георгия Седова и в городе Архангельск на здании объединенного морского и речного вокзала. Станции поднимают сигналы днем и ночью о штормах и сильных ветрах, ожидаемых в порту Архангельск.Спасательная служба располагает спасательными и водолазными судами. Имеются пожарные катера и береговые пожарные команды. Сообщение. Порт Архангельск связан железной дорогой с общей железнодорожной сетью страны. В период навигации сообщение с пунктами побережий Белого и Баренцева морей к западу до города Мурманск и к востоку до про лива Югорский Шар поддерживается морскими судами. Имеется также регулярное сообщение по реке Северная Двина с населенными пунктами, расположенными в верховьях этой реки. Кроме того, между городом Архангельск и многими городами страны имеется регулярное воздушное сообщение. Остров Мудьюгский (64°55' N, 40°15' О) расположен перед устьем реки Северная Двина. Остров песчаный, низменный. Средняя часть ост рова покрыта кустарником и хвойным лесом. Восточный и южный берега лишены леса и сплошь покрыты дюнами, заросшими мхом и травой. Западный берег острова отмел. Западнее острова лежит мелководный Березовый бар, через который проходит Входной фарватер.
Северная часть острова Мудьюгский (рис, 13 Kb)
Остров Мудьюгский (рис, 122 Kb)
Восточнее острова Мудьюгский расположена губа Сухое Море, представляющая собой обширное осыхающее мелководье, доступное для плавания малых судов в полную воду. Маяк Мудьюгский установлен на западном берегу острова Мудьюгский. В непосредственной близости от маяка расположены служебные и жилые здания. При маяке имеются радиомаяк и звукосигнальная установка, которая находится в 220 м к SSW от маяка. Памятник Жертвам Интервенции находится в южной части острова Мудьюгский в 7,5 кбт к NW от его южной оконечности и представляет собой гранитный обелиск высотой 24,5 м. При опознании створа Мюдьюгских башен нужно быть осторожным, чтобы не принять памятник за одну из башен. Светящий буй Мудьюгский № 1 (64°57' N, 40°06' О) осевой выставляется перед Березовым баром в 7,6 мили к NW от южной оконечности острова Мудьюгский.
Маяк Мудьюгский на 59 в 1,4 мили (рис, 8 Kb)
Остров Кошка-Скандия находится в 1,1 мили к SW от южной оконечности острова Мудьюгский. Остров Кошка-Скандия песчаный и низменный. Между этим островом и островом Мудьюгский пролегает Входной фарватер. Светящий знак Лебединский установлен на западном берегу острова Лебедин в 2,6 мили к SO от острова Кошка-Скандия. Селение Лапоминка расположено в устье протоки Подборка, в 6 милях к SO от острова Кошка-Скандия. К причалу, находящемуся против селения, могут подходить катера с осадкой 1,2 м. Подход к причалу обеспечивается створами и ограждается вехами по речной системе. Река Маймакса является одним из рукавов дельты реки Северная Двина. Северный вход (64°46',3 N, 40°27',2 О) в реку Маймакса находится между островами Малый Чаячий и Большой Чаячий, южный вход (64°36',4 N, 40°29',6 О) - между островами Соломбальские и островом Бревенник. Русло реки чисто от опасностей; лишь на отдельных участках берега ее окаймлены неширокими отмелями. По реке Маймакса проходит главный фарватер. На берегах реки Маймакса расположены лесозаводы и лесобиржи, имеющие собственные причалы. По реке производится сплав леса в плотах установленных размеров. В районах лесозаводов и лесобирж находятся многочисленные лесостоянки, которые местами несколько стесняют судоходный фарватер. У некоторых лесозаводов и лесобирж имеются пассажирские переправы на теплоходах и буксирах. В северной части реки Маймакса между островами Чижов и Лысунов расположен Чижовский рейд. Огонь Лысуновский (64°46' N, 40°29' О) установлен на левом берегу реки Маймакса на острове Лысунов. Затонувшее судно с глубиной 0,5 м находится вблизи фарватера в 1 миле к SW от северной оконечности острова Повракульский. Светящий знак Бочага-Кривяк (64°41' N, 40°29' О) установлен на , северной оконечности косы у слияния рек Кривяк и Маймакса. Светящий знак Биржевой (64°38' N, 40°31' О) установлен на левом берегу реки Маймакса у лесной биржи № 20. Светящий знак Удельнинский установлен на южной оконечности острова Бревенник у лесной биржи № 2. Река Кузнечиха, являющаяся самым восточным из рукавов дельты реки Северная Двина и отделяющая от материка острова Соломбальские, Повракульский и Лодмостров, впадает в реку Маймакса на параллели северной оконечности острова Повракульский. Северная часть реки Кузнечиха от устья до причалов лесозавода № 29 на протяжении около 2 миль доступна для судов с осадкой до 7,3 м в малую воду. Суда с осадкой до 4,5 м могут следовать по реке Кузнечиха до острова Пекостров; выше этого острова река мелководна. Через реку построено два моста и протянуто несколько воздушных кабелей. Фарватер реки Кузнечиха от устья до лесозавода № 29 огражден вехами по латеральной системе. Огонь Кузнечевский установлен на правом берегу реки Кузнечиха в 2 кбт к NO от устья реки Ваганиха. Створ светящих знаков (64°42' N, 40°34' О) установлен на правом берегу реки Кузнечиха и служит для подхода судов к причалам лесозавода № 29. Огонь Богословский установлен на правом берегу реки Кузнечиха в 1,1 мили к ONO от устья реки Ваганиха. Корабельный рукав является одним из рукавов дельты реки Северная Двина. Он ответвляется от основного русла реки Северная Двина в 1,5 мили к N от мыса Пурнаволок (64°32' N, 40°31' О) и тянется примерно на 13 миль в общем направлении на NNW. Путь из Двинского залива до города Архангельск по Корабельному рукаву наиболее прямой и короткий, чем по другим рукавам дельты реки Северная Двина. В русле Корабельного рукава лежит несколько островков, окаймленных осыхающими песчаными отмелями. Фарватер Корабельного рукава ответвляется от главного фарватера, ведущего по реке Маймакса, на параллели острова Лапоминка (на Лапоминском створе) и идет на юг через рейд (64°37' N, 40°27' О), расположенный между островами Никольский, Горюха и Бревенник, затем, обогнув юго-западную оконечность острова Бревенник, соединяется вновь с главным фарватером (на Амосовском створе). Общая протяженность фарватера 9,3 мили. Наименьшая глубина на фарватере 1,2 м (1971 г.) на параллели юго-восточной оконечности острова Никольский. Фарватер на всем протяжении оборудован створами светящих знаков и огражден буями и вехами. Плавание по фарватеру от Лапоминского створа до Амосовского створа последовательно осуществляется по створам светящих знаков Камбалий, Новодвинский, Быковский, Северный Ненокурский, Южный Ненокурский и Корабельный. Предупреждение. Выходить на Камбалий створ по Баканскому створу не рекомендуется, так как линия Баканского створа от светящего буя № 13 до пересечения с Камбальным створом проходит через мелководье. Якорное место расположено у юго-западного берега острова Бревенник против причалов лесного порта (бывшая биржа лесопильного завода № 15). Стоянка судов защищена от всех ветров. Глубины на якорном месте 4,5 - 6,1 м.
Наставление для плавания по Корабельному рукаву.
Следуя по главному фарватеру и войдя на Лапоминский створ светящих знаков, надлежит пройти по этому створу 3 кбт, а затем лечь на курс 160° и идти им около 5 кбт, Далее плавание осуществляется по створам светящих знаков согласно приведенной ниже таблице. Створы в таблице перечислены в порядке следования по ним.
Таблица створов Корабельного рукава (рис, 88 Kb)
Мурманский рукав реки Северная Двина является центральным рукавом дельты реки и находится между Корабельным и Никольским рукавами. Мурманский рукав извилист; он начинается у осевого светящего буя № 1 (64°49' N, 39°56' О), расположенного в 3 милях к NNW от острова Кумбыш. Обогнув остров Никольский с южной стороны, Мурманский рукав соединяется с Корабельным рукавом и выходит на главный фарватер на участке Амосовского створа. Протяженность фарватера по Мурманскому рукаву около 20 миль. В северо-западной части фарватер проходит по каналу, прорытому через бар Мурманского рукава. Далее он пролегает между островами Кумбыш и Голец, а затем между островами Лайда, Никольский с одной стороны и многочисленными островами и осыхающими отмелями с другой стороны. Ширина фарватера 60-70 м.
Вход в Мурманский рукав с NNW в 3,6 мили (рис, 265 Kb)
Глубины в канале, проходящем через бар Мурманского рукава, непостоянны и ежегодно поддерживаются дноуглубительными работами. О предельной осадке судов, допускающих плавание по Мурманскому ) рукаву, периодически объявляется в извещениях мореплавателям. В 1972 г. максимальная осадка для прохода судов в порт Архангельск Мурманским рукавом - 5,4 м на любую воду. Фарватер на всем протяжении от осевого буя до рейда бывшего лесозавода № 15 оборудован створами светящих знаков, на бровках каналов выставляются по латеральной системе светящие буи и вехи. Свалка грунта. В Мурманском рукаве имеется несколько районов свалки грунта. Следует иметь в виду, что в этих районах глубины могут быть менее указанных на карте. Светящий знак Кумбыш (64°45' N, 39°59' О) установлен на острове Кумбыш в 6,5 кбт к SO от его северной оконечности. Затонувшее судно с частями над водой находится вблизи фарватера в 1,5 мили к WNW от южной оконечности острова Никольский.
Якорные места. При следовании Мурманским рукавом в порт Архангельск и обратно можно становиться на якорь в перечисленных ниже местах:
1. Перед входом с моря в канал, ведущий через бар Мурманского рукава, можно стать на якорь к северу от осевого светящего буя № 1, имея маяк Мудьюгский по пеленгу 51°,5 на глубинах 10-11 м; грунт - песок и ил.
2. Хорошие якорные места находятся в 5 кбт к SW и 4,5 мили к SO от западной оконечности острова Лайда. Глубины на якорных местах соответственно 8-10 и 6-13 м; грунт - песок.
3. Можно стать на якорь у юго-западного берега острова Бревенник в 8 кбт к NW от его южной оконечности. Глубина на якорном месте 4,5-6,1 м.
Наставление для плавания по Мурманскому рукаву.
При следовании в порт Архангельск нужно, не доходя 1 мили до светящего буя Мудьюгский № 1 осевой, лечь на курс 208° и следовать им к осевому светящему бую № 1, находящемуся перед баром Мурманского рукава. Подойдя к этому бую, нужно лечь на створ светящих знаков Кумбыш входной, который является начальным створом фарватера Мурманского рукава. Далее плавание осуществляется по створам светящих знаков согласно приведенной ниже таблице. Створы в таблице перечислены в порядке следования по ним; в графе "Примечание" указаны особенности перехода со створа на створ.
Таблица створов Мурманского рукава (рис, 94 Kb)
Таблица створов Мурманского рукава (продолжение) (рис, 99 Kb)
Соломбальский рейд расположен в реке Северная Двина между островами Соломбальские, Бревенник, Хабарка и Соломбальская Кошка. Глубины на рейде 4,2-10 м. Створ светящих знаков Хабаровский, установленных на острове Хабарка, ведет от створа Удельнинский к лесозаводу № 12, находящемуся на острове Хабарка. Никольский рукав реки Северная Двина является самым западным из ее рукавов. Он ответвляется от основного русла реки против города Архангельск и, изгибаясь, тянется примерно на 22 мили в общем направлении на WNW. При впадении в Двинский залив этот рукав образует два устья: Пудожемское и Никольское. Фарватер Никольского рукава в нескольких местах прегражден мелководными перекатами и доступен только для малых судов с осадкой до 1,2 м. У берегов восточной части Никольского рукава имеются причалы. Плавание по фарватеру восточной части Никольского рукава от Архангельского городского рейда до реки Лая (64°33' N, 40°15' О) осуществляется по створам светящих знаков. Этот участок фарватера огражден вехами и светящим буем по латеральной системе. Свалка грунта. В Никольском рукаве имеется несколько районов свалки грунта. Следует иметь в виду, что в этих районах глубины могут быть менее указанных на карте. Затонувшие суда. Два затонувших судна находятся в реке Лая в 5 кбт к S от ее устья. Наставление для плавания по Никольскому рукаву. Плавание по фарватеру, пролегающему по восточной части Никольского рукава от Архангельского городского рейда до реки Лая, осуществляется по створам светящих знаков согласно приведенной ниже таблице. Створы в таблице перечислены в порядке следования по ним.
Таблица створов Никольского рукава (рис, 54 Kb)
Архангельский девиационный полигон расположен на акватории порта в месте, где от реки Северная Двина ответвляется Никольский рукав. Полигон оборудован Хечеминскими и Зеленецкими веерами девиационных створных знаков. Знаки Хечеминских девиационных створов находятся на северном берегу острова Заостровье (64°30' N, 40°30' О). Знаки Зеленецких девиационных створов расположены на юго-восточной оконечности острова Зеленец (64°З1' N, 40°28' О). Девиационный полигон предназначен для судов с осадкой до 5 м. Э Глубины на полигоне от 5 до 15 м; грунт - песок. Судно, производящее девиационные работы, обязано нести флажный сигнал OQ (Оска, Кэбэк) по Международному своду сигналов. Заявки на производство девиационных работ подаются в управление Северного морского пароходства, управление Тралфлота и других организаций по принадлежности судна. На проведение девиационных работ на полигоне капитаны судов обязаны запросить разрешение дежурного портнадзора по радиотелефону или по телефону 3-74-94. Ниже рекомендуется порядок маневрирования на Архангельском девиационном полигоне при уничтожении и определении девиации ) судам, следующим вверх по реке Северная Двина. Пройдя 8,5 кбт курсом 163°,6 по Хечеминскому створу от точки пересечения его с Соломбальским створом и приведя щит с надписью "Кабель", установленный вблизи мыса Пурнаволок (64°32' N, 40°31'О), на левый траверз, надлежит лечь на курс 99°, имея слева по носу южный угол Красной пристани, расположенной у правого берега реки Северная Двина. Не доходя 50 м до южного угла Красной пристани и учитывая диаметр циркуляции судна, следует лечь на курс S магнитный, который ориентировочно проходит посредине между передним светящим знаком Хечеминского створа и задним знаком Хечеминских девиационных створов. Пройдя указанным курсом 2,8 кбт до пересечения со створом № 4 Зеленецких девиационных створов, надо повернуть влево и лечь на курс О магнитный, имея прямо по носу высокую железную трубу лесозавода № 3, находящуюся рядом с низкой каменной трубой на правом берегу реки Северная Двина. Закончив работу на курсе О магнитный, следует повернуть влево на курс 180° и лечь на курс W магнитный, имея по носу в небольшом расстворе две трубы Глинникского кирпичного завода, расположенного в поселке Глинник. Этим курсом следует идти до створа № 4 Зеленецких девиационных створов, а затем повернуть вправо и лечь на курс N магнитный, имея прямо по носу южный угол Красной пристани. Предупреждение. При работе на полигоне весной после ледохода на курсах W и S следует остерегаться Кегостровской отмели, учитывая сильное течение. В период весенних и осенних паводковых вод девиационные работы на судах длиной более 150 м на полигоне не производятся.
Схема маневрирования на Архангельском девиационном полигоне при уничтожении и определении остаточной девиации (рис, 144 Kb)
Мост построен через реку Северная Двина в 1,6 мили к ОSО от мыса Пурнаволок. Мост имеет пять пролетов. Центральный пролет моста между опорами 3-4 подъемный; ширина его 70 м. Этот проход является судоходным и предназначен для судов с высотой рангоута до 40 м. Пролеты моста между опорами 2-3 и 4-5 шириной 161 м предназначены для плавания всех судов с высотой рангоута до 13 м и проводки плотов. Пролет моста между опорами 5-6 шириной 120 м также предназначен для плавания всех судов с высотой рангоута до 13 м. Пролет моста между опорами 1-2 (у левого берега) закрыт для плавания всех судов. Центральный пролет моста открывается для пропуска судов два раза в сутки: с 01 ч 20 мин до 03 ч 10 мин и с 12 ч 20 мин до 13 ч 10 мин. Для прохода центральным пролетом капитаны судов должны давать дежурному портнадзора (тн. 3-74-94) заявку в дневное время не позднее 10 ч для прохода днем и не позднее 16 ч для прохода ночью. После подъема пролета преимуществом пользуются суда, идущие по течению. Суда, ожидающие подъема пролета, становятся на якорь выше моста - вдоль правого берега реки в 150 м от него, ниже моста - на рейде посредине реки. Проход по центральному пролету регулируется сигналами, вид и значение которых приводятся в следующей таблице.
Таблица сигналов прохода по центральному пролету моста ч-з реку Северная Двина (рис, 21 Kb)
Воздушный кабель переброшен через реку Северная Двина в 450 м к О от моста.
Остров Краснофлотский расположен в реке Северная Двина в 3 милях к OSO от мыса Пурнаволок. Остров окаймлен отмелью с глубинами менее 5 м, простирающейся до 1 мили от него. На острове находятся ремонтно-механические мастерские. Светящий буй разделения фарватера выставляется у северо-западной оконечности отмели, выступающей от острова Краснофлотский в 8 кбт к WNW от его северной оконечности. Створ светящих знаков Краснофлотский затонный, установленных на северной оконечности острова Краснофлотский, ведет к ремонтно- механическим мастерским. Створ светящих знаков Кирпичного завода, установленных на правом берегу реки Северная Двина в 4,2 кбт к N от северной оконечности острова Краснофлотский, ведет по фарватеру реки до створа Краснофлотский. Створ светящих знаков Обратный Тралбазовский подходной, установленных на острове Краснофлотский в 1,1 мили к SO от его северной оконечности, ведет от створа Кирпичного завода к причалам рыбокомбината. Створ светящих знаков Тралбазовский подходной, установленных на правом берегу реки Северная Двина в 1 миле к ONO от юго-восточной оконечности острова Краснофлотский, также ведет к причалам рыбокомбината от створа Кирпичного завода. Створ светящих знаков Краснофлотские, или Сурковский, установленных на восточном берегу острова Краснофлотский в 2,5 кбт к N от его юго-восточной оконечности, ведет от створа Кирпичного завода до створа Лесопильного завода № 2 подходный. Створ светящих знаков Лесопильного завода № 2 подходный, установленных на правом берегу реки Северная Двина в 1,1 мили к О от юго-восточной оконечности острова Краснофлотский, ведет к бирже лесопильного завода № 2. Светящий буй выставляется у юго-восточной оконечности отмели, выступающей от острова Краснофлотский в 1 миле к OSO от его юго-восточной оконечности.
Места зимовки. Хорошие места для зимовки судов находятся в обширной гавани у острова Банный (64°34' N, 40°З1' О), а также в небольших ковшах у пристаней Красная, Октябрьская и Банковская, расположенных у города Архангельск. Достаточно хорошо укрытое место для зимовки судов имеется против деревни Уйма в 8,5 мили выше города Архангельск. Места зимовки находятся также в устьях реки Цигломинка, или Исакогорка, и реки Лая, впадающих в Никольский рукав.
Город Архангельск расположен на обрывистом правом берегу реки Северная Двина в месте, где от нее отделяется Никольский рукав. Город является административным и крупным культурным центром Архангельской области РСФСР. Главная часть города, в которой сосредоточены все учреждения, управления и конторы промышленных и торговых предприятий, а также культурные учреждения, расположена на мысе Пурна-волок. Положение города Архангельск на реке Северная Двина, важнейшей водной магистрали на Севере Европейской части СССР с ее огромными лесными богатствами, определило его значение, как крупнейшего лесопромышленного центра СССР.
Якорные места. При следовании в порт Архангельск и обратно становиться на якорь можно в перечисленных ниже местах:
1. Перед входом с моря в канал, ведущий через Березовый бар, можно стать на якорь к северу от светящего буя Мудьюгский № 1 осевой с западной стороны линии створа Мудьюгских башен, имея маяк Мудьюгский по пеленгу 119°. Глубины здесь 10-11 м; грунт - песок и ил. Обычно на этом месте становятся на якорь суда в ожидании подъема уровня воды, достаточного для прохода через канал Березового бара.
2. В районе Березового бара можно становиться на якорь, пройдя Мудьюгский поворотный створ. Глубины здесь 6-7 м; грунт - песок и ил. При ветре от SW до NW стоянка на этом месте небезопасна. Для судов больших размеров это якорное место мало.
3. Достаточно свободное и глубокое якорное место находится к SW и S от южной оконечности острова Мудьюгский. Глубины здесь 7-10 м; грунт - ил и песок. Это место чаще всего используется судами, ожидающими улучшения погоды.
4. Суда с любой осадкой могут становиться на якорь около островов Муравой и Лебедин; грунт здесь песок. Это якорное место защищено от ветров от N до SW островами Муравой и Лебедин и осыхающей - отмелью.
5. Суда, которые подвергаются таможенному досмотру, и суда, выдерживающие карантин, становятся на якорь на Чижовском рейде против таможенного поста, расположенного на острове Чижов (64°46' N, 40°30' О); глубины на якорном месте 4,5-9 м. Суда с осадкой более 4,5 м становятся на якорь у правого берега реки Маймакса, к северу от параллели таможенного поста и южнее параллели заднего светящего знака Лапоминского створа.
6. Хорошее якорное место находится на Соломбальском рейде. Глубины на якорном месте 4,2-10 м. 7. Хорошие якорные места имеются также на обширном Архангель ском городском рейде; глубины на рейде 7,5-19 м. 8. Якорные места для рефрежираторных судов, речных судов и барж расположены соответственно у северо-западного, западного и юго-западного берегов острова Краснофлотский. Эти якорные места обозначены швартовными бочками.
Наставление для плавания по главному фарватеру. Следуя в порт Архангельск, нужно проложить курс с расчетом выйти к светящему бую Мудьюгский № 1 осевой. Подойдя к светящему бую, нужно опознать створ Мудьюгских башен, при этом необходимо не спутать памятник Жертвам Интервенции с одним из знаков створа. Створ Мудьюгских башен ведет по первому колену главного фарватера. Далее до порта Архангельск плавание осуществляется по створам светящих знаков согласно приведенной ниже таблице. Створы в таблице перечислены в порядке следования по ним; в графе "Примечания" указаны особенности перехода со створа на створ.
Таблица створов главного фарватера (рис, 75 Kb)
Таблица створов главного фарватера (продолжение) (рис, 95 Kb)
Таблица створов главного фарватера (окончание) (рис, 90 Kb)
Предупреждения.
1. Следует иметь в виду, что в некоторых случаях переход со створа на створ надлежит производить раньше чем судно выйдет в точку пересечения створов, так как эта точка иногда находится на мелководье. Местами линии створов проходят близко от отмелей, окаймляющих берега реки, поэтому при плавании здесь необходимо соблюдать осторожность.
2. Проходя по фарватеру реки, следует внимательно наблюдать за плотами, которые иногда значительно суживают фарватер или даже во все его преграждают.
3. Не зная местных условий плавания, входить в порт Архангельск и выходить из него без лоцмана не рекомендуется. Нельзя также входить в реку Северная Двина, не зная наименьшей глубины на фарватере.
Портовые правила. Ниже приводятся выдержки из Обязательного постановления по Архангельскому морскому торговому порту 1969 г., экземпляр которого можно получить по прибытии в порт. Ввиду того, что обязательное постановление периодически корректируется и переиздается, приведенные ниже выдержки могут несколько отличаться от соответствующих текстов обязательного постановления последующего издания.
§ 14. Суда, прибывшие к приемному Мудьюгскому № 1 бую без информации, лоцмана для проводки и место в порту получают в последнюю очередь. Ответственность за простой в этих случаях несет судовладелец.
§ 15. Максимальная осадка для входа в порт объявляется приказами начальника Архангельского морского торгового порта.
§ 17. Иностранные и советские суда заграничного плавания в период летней навигации обязаны проходить санитарный и таможенный досмотр на Чижовском рейде. В зимний период досмотр разрешается производить непосредственно у причалов.
§ 63. Суда во время движения в водах порта обязаны иметь якоря готовыми к отдаче, а у брашпиля должен неотлучно находиться человек, который мог бы немедленно отдать якорь.
§ 66. Всякое перемещение судов в порту своим ходом или на буксире должно производиться под управлением капитана или старшего помощника судна.
§ 70. Судам, выходящим на реку Северная Двина из боковых рукавов, речек и гаваней, запрещается выход перед судами, идущими по главному судовому фарватеру.
§ 72. Запрещается всем судам как на ходу, так и на месте стоянок, производить маневры, могущие остановить или замедлить движение других идущих судов.
§ 77. Все суда с осадкой не более 3,7 м и особенно суда, буксирующие плоты, в узкостях и каналах обязаны заблаговременно уступать дорогу большим судам. В свою очередь капитаны больших судов, которым должны уступить дорогу, обязаны принять все меры для безопасного расхождения.
§ 78. Канал на Березовом баре глубокосидящие суда должны проходить по одному, причем если предвидится встреча таких судов в этом канале, то судно, идущее в порт, должно ожидать прохода судна, выходящего из порта.
§ 80. Плавание судов в порту, если средства навигационного оборудования не видны вследствие тумана, ливня, снегопада и в штормовую погоду, запрещается.
§ 81. Все суда обязаны при движении в пределах акватории порта следовать со скоростью не более указанной ниже:
а) от приемного Мудьюгского № 1 буя до острова Чижов -10 уз;
б) по реке Маймакса от острова Чижов до Амосовского створа - 6 уз;
в) от Амосовского створа вверх по реке - 7 уз.
§ 88. Всем судам запрещается пересекать главный судовой фарватер в точках перехода со створа на створ, в крутых поворотах и изгибах реки, в местах, где проход судов стеснен лесостоянками или иными наплавными сооружениями.
§ 93. Расхождение судов запрещается: в точках перехода со створа на створ, на крутых поворотах фарватера и изгибах реки, на подходных каналах к причалам, между опорами моста, а для глубокосидящих судов - на канале Березового бара.

Наверх

ЛЕТНИЙ БЕРЕГ ОТ ПОРТА АРХАНГЕЛЬСК ДО ОНЕЖСКОГО ЗАЛИВА
От порта Архангельск до Онежского залива Летний берег Двинского залива тянется примерно на 80 миль в общем направлении на WNW. Берег Никольского устья низменный, а к западу от него довольно возвышенный, с обрывистыми склонами. Горный массив здесь расположен в глубине материка, и лишь отдельные горы подходят близко к морю. При плавании вдоль этого берега приметны отдельные мысы и устья рек. Летний берег Двинского залива, особенно северная его часть, сравнительно приглубый. Отмель с глубинами менее 10 м имеет ширину до 6 миль лишь в районах Никольского устья и Унской губы. Между Никольским устьем и Унской губой ширина отмели 1-3 мили, а западнее мыса Лопшеньгский - не более 6-7 кбт. Рельеф дна в этом районе преимущественно ровный, и только вблизи берега местами встречаются опасности; грунт- песок с мелким камнем.

Наверх

ОТ ПОРТА АРХАНГЕЛЬСК ДО УНСКОЙ ГУБЫ
Летний берег Двинского залива тянется на 40 миль в общем направлении на WNW. Этот участок берега достаточно приглуб и плавание в 3,5-4 милях от него безопасно. Река Солза (64°33' N, 39°34' О) впадает в Двинский залив в 6 милях к WSW от Никольского устья реки Северная Двина. Осушка перед устьем реки выступает от берега на расстояние до 3 кбт. Входить в реку в полную воду могут лишь катера и шлюпки. На левом берегу устья реки Солза расположено селение Солза. Знак Солза установлен в 1,5 мили к ONO от селения Солза. Мыс Голец расположен в 8 милях к NW от устья реки Солза. Мыс приметен по безлесному желтому песчаному обрыву. Знак Голец находится в 7 кбт к SSO от мыса Голец. Мыс Толстик расположен в 1,5 мили к NW от мыса Голец. К западу от мыса Толстик берег постепенно повышается. Светящий знак Толстик установлен в 3,5 кбт к WSW от мыса Толстик. Река Ненокса впадает в море в 1,7 мили к W от мыса Толстик. Она течет с юга между отлогими горами, поворачивая в 2 кбт от морского берега к востоку; берега устья реки песчаные. Катера и шлюпки входят в реку в полную воду посредине ее русла. На левом берегу реки примерно в 2 милях от ее устья расположено селение Ненокса, в котором приметна церковь. Река Сюзьма, впадающая в море в 7,5 мили к WNW от мыса Толстик, в полную воду доступна для шлюпок. На левом берегу реки расположено селение Сюзьма. Светящий знак Сюзьма установлен в 2,4 кбт к NW отселения Сюзьма. Знак Сахнов (64°44' N, 38°47' О) установлен в 6,7 мили к WNW от устья реки Сюзьма. Селение Красная гора, сравнительно небольшое, расположено в 11,2 мили к WNW от устья реки Сюзьма. Светящий знак. Красногорский установлен у обрыва берега вблизи селения Красная Гора.
Светящий знак Сюзьма на 267° в 2,8 мили (рис, 109 Kb)
Знак Поворотный установлен в 10 милях к SSW от селения Красная Гора. Знак проектируется на фоне неба примерно до половины своей высоты и хорошо приметен.

Наверх

УНСКАЯ ГУБА,
расположенная почти посредине между портом Архангельск и Онежским заливом, является единственной губой, вдающейся в Летний берег Двинского залива. Губа мелководна. Входить в нее можно на судах с осадкой не более 3,2 м. Внутренняя часть Унской губы соединяется с морем извилистым проливом длиной около 5 миль и шириной не более 2 миль. Вход в губу находится между мысом Красногорский Рог (64°48' N, 38°26' О) и расположенным в 2,7 милях к NW от него низменным песчано-глинистым мысом Яреньгский Рог.
Вход в Унскую губу с NO; Вход в Унскую губу с O (рис, 33 Kb)
Западный берег Унской губы низменный с песчано-глинистыми осыпями; восточный и южный берега преимущественно высокие, обрывистые и покрыты лесом и лугами. В Унскую губу впадает несколько мелководных рек. Узкий мыс Заячий является оконечностью Заячьей косы, простирающейся от северного берега губы примерно на 3 мили к SSO. От восточного берега губы против мыса Заячий выступает приметный мыс Сосновый; у мыса Сосновый оканчивается прибрежная возвышенность, начинающаяся у мыса Красногорский Рог. У входа в Унскую губу расположено мелководье, выступающее на северо-восток от линии, соединяющей мысы Красногорский Рог и Яреньгский Рог. Рельеф дна при входе в Унскую губу, а также в самой губе неровный. Здесь имеются опасности.
Приливо-отливные течения. Приливное течение в 2 милях от берега перед входом в Унскую губу направлено па OSO. У входа в губу прилив ное течение имеет направление 203° и прижимает суда к мысу Красно горский Рог. Отливное течение в губе и в проливе идет с S на N и при жимает суда к мысу Яреньгский Рог; при выходе из пролива оно направлено на WNW. Приливо-отливные течения наиболее сильны в северной части губы и у мыса Заячий; скорость их здесь достигает 2 уз.
Лед. Унская губа замерзает в конце ноября, а вскрывается в половине мая. В проливе губы лед часто взламывается северными штормами и выносится отливным течением в залив. Мыс Красногорский Рог, являющийся восточным входным мысом Унской губы, находится в 5,4 мили к WNW от селения Красная Гора. По изгибу береговой черты мыс легко опознается. Вблизи мыса расположен холм Грибаниха высотой 19 м, покрытый редким лесом.
Мыс Яреньгский Рог на W (рис, 135 Kb)
Правка: Маяк Унский установлен в 8 кбт к ЮЮЗ от мыса Яреньгский Рог и является общим створов Яреньгский № 1, 2, 3.(им 40/78)
Радиомаяк Унский установлен на мысе Яреньгский Рог (64 51' N, 38°22' О). Фарватер, ведущий в Унскую губу, начинается в 4,5 мили к востоку от мыса Яреньгский Рог. Для обеспечения входа в губу на берегу имеются семь створных знаков и маяк Унский, образующи пять створов. Все створные знаки расположены в лесу и, за исключением общего заднего знака створов № 1, 2 и 3, открываются лишь по приходе судна на видимость просек. Лимитирующая глубина на фарватере 3,2 м; грунт - ил и песок. Суда с осадкой до 3,5 м могут заходить в Унскую губу с севера по фарватеру, оборудованному створом светящих знаков Унский Северный. Лимитирующая глубина на этом фарватере 4,2 м. Грунт - ил, песок. Следует иметь в виду, что створные знаки проектируются на фоне леса и плохо усматриваются с моря. Ограждение. Фарватер ограждается светящими и несветящими буями по латеральной системе. Некоторые опасности по сторонам фарватера ограждаются вехами. Яреньгский № 1 створ светящего знака и маяка Унский,установленных в 5 кбт к SSW от мыса Яреньгский Рог, ведет с востока в Унскую губу до пересечения с Яреньгским № 4 створом. Светящий буй Унской губы № 1 осевой выставляется на оси створа Яреньгский № 1 в 4,3 мили к О от мыса Яреньгский Рог и указывает : начало фарватера, ведущего в Унскую губу с востока. Унский Северный створ светящих знаков, установленных на мысе Красногорский Рог, служит для захода с севера по Северному фарватеру и ведет до Яреньгского № 1 створа. Яреньгский № 4 створ светящих знаков, установленных на западном ; берегу Унской губы, ведет от Яреньгского № 1 створа до пересечения со створами Яреныские № 2 и 3.. Яреньгский М 2 створ светящего знака и маяка Унский,установленных на западном берегу входа в Унскую губу в 1,1 мили к SSW от мыса Яреньгский Рог, служит для плавания от Яреньгского № 4 створа до пересечения с Красногорским № 5 створом. Задний знак этого створа является одновременно задним знаком Яреньгских .№ 1 и 3 створов. Яреньгский № 3 створ светящего знака и маяка Унский, установленных на западном берегу входа в Унскую губу в 1,3 мили к SSW от мыса Яреньгский Рог, служит для плавания от Яреньгского № 4 створа до пересечения с Красногорским № 5 створом. Красногорский № 5 створ светящих знаков, установленных на восточном берегу входа в Унскую губу у селения Пертоминск, служит для плавания от Яреньгских № 2 и 3 створов к якорному месту у мыса Заячий.
Переход с Яреньгского №4 створа на Яреньгские №№ 2 и 3 створы (рис, 166 Kb)
Опасности. Ниже описаны опасности, лежащие вблизи фарватера, ведущего в Унскую губу. Банка с наименьшей глубиной 4,6 м лежит перед входом в Унскую губу в 4,4 мили на 60° от мыса Яреньгский Рог. Банка окружена глубинами 9-18 м; грунт на банке камень. Банка с наименьшей глубиной 1,4 м, вытянутая по параллели на 4,5 кбт, лежит в 1,4 мили к О от мыса Яреньгский Рог и в 5 кбт к N en-фарватера. Банка с наименьшей глубиной 0,8 м лежит в 9,5 кбт к SO от мыса Яреньгский Рог и примерно в 2 кбт к О и S от фарватера. К N и W en-банки выставляются светящие буи № 4 и 6 ограждения левой стороны фарватера. Банка с наименьшей глубиной 0,6 м занимает пространство между ходовыми частями створов № 2 и 3. Эта банка вытянута в направлении NW - SO; на восточной кромке банки выставляется светящий буй Унской губы № 3 ограждения правой стороны фарватера. Отмель, окаймляющая мыс Красногорский Рог, близко подступает с востока к оси Яреньгского № 2 створа. Кромка отмели ограждена восточной вехой. Банка с наименьшей глубиной 3,2 м лежит в 7 кбт к N от мыса Заячий и в 1,5 кбт западнее оси Яреньгского № 3 створа. Причалы. У селения Пертоминск (64°48' N, 38°25' О), расположенного на восточном берегу при входе в губу, имеются два причала. Длина одного причала 24 м, второго - 18 м. Глубина у стенок причалов соответственно 2,9 и 2,6 м. Якорные места. Унская губа является лучшим местом для якорной стоянки у Летнего берега Двинского залива. В губе имеются два хороших якорных места. Первое якорное место находится в проливе против причала селения Пертоминск, где глубина 5,6 м в малую воду; грунт - ил и песок. При ветрах от NO это место защищено восточным берегом губы и мысом Красногорский Рог. Второе якорное место находится в 3-4 кбт к S и SW от мыса Заячий. Глубины здесь 10-14 м; грунт - ил и песок. Якорная стоянка на этом месте спокойна и защищена от всех ветров.
Селение Пертоминск с W (рис, 271 Kb)
Наставление для входа в Унскую губу. Для входа в Унскую губу следует вначале подойти с NO или О к светящему бую Унской губы № 2, а затем лечь на Яреньгский № 1 створ. Дойдя по этому створу до светящего буя Унской губы № 3, надо повернуть влево и следовать по Яреньгскому № 4 створу. Пройдя по этому створу 1,4 или 1,8 мили, надлежит повернуть влево и лечь соответственно на Яреньгский № 2 или 3 створ, приведя их по корме. Выйдя на Красногорский № 5 створ, надо повернуть вправо и, приведя этот створ по корме, следовать к якорному месту. Для входа в Унскую губу с севера надлежит подойти к светящему бую Унский Северный № 1. Затем лечь на створ светящих знаков Унский Северный, установленных на мысе Красногорский Рог, который ведет до пересечения со створом Яреньгский № 1.

Наверх

ОТ УНСКОЙ ГУБЫ ДО ОНЕЖСКОГО ЗАЛИВА
Летний берег Двинского залива простирается примерно на 40 миль в общем направлении на WNW. Участок берега на протяжении 7 миль к западу от Унской губы ровный и пологий; затем берег становится обрывистым. На участке от мыса Лопшеньгский (65°01' N, 37°43' О) до мыса Горболукский берег постепенно понижается и у мыса Горболукский полого спускается к морю. Берег между Унской губой и мысом Лопшеньгский окаймлен узким песчаным пляжем. Далее до мыса Горболукский берег приглуб. Отмель с глубинами менее 5 м между Унской губой и мысом Лопшеньгский имеет ширину не более 1 мили, а западнее указанного мыса ширина ее 3-4 кбт. Река Яреньга впадает в Двинский залив в 11 милях к WNW от мыса Яреньгский Рог. Вход в реку возможен лишь на шлюпках в полную воду. Желтый песчаный берег в районе устья реки Яреньга является одним из лучших ориентиров между Унской губой и мысом Лопшеньгский. На берегах устья реки Яреньга находится селение Яреньга. Светящий буй селения Яреньга якорный выставляется в районе якорного места в 1 миле к NO от устья реки Яреньга. Светящий знак Никольский (64°57' N, 37°45' О) установлен на мысе Никольский в 6,7 мили к NW от устья реки Яреньга. Река Лопшеньга впадает в Двинский залив в 1 миле к WNW от мыса Никольский. Устье реки неширокое и доступно в полную воду только для шлюпок. К северу от устья реки на берегу Двинского залива расположено большое селение Лопшеньга. Банка каменистая с наименьшей глубиной 5 м лежит в 1,2 мили к О от селения Лопшеньга. Якорное место находится против селения Лопшеньга. Подходить к якорному месту следует с N, оставляя указанную каменистую банку к SO. Глубины между банкой и берегом 5 - 11 м. Грунт на якорном месте камень и песок. Светящий буй селения Лопшеньга якорный выставляется в районе якорного места в 1,6 мили к N от мыса Никольский.
Мыс Лопшеньгский расположен в 3,8 мили к северу от устья реки Лопшеньга. Он каменистый и возвышенный.
Мыс Лопшеньгский на WNW (рис, 11 Kb)
Мыс Лопшеньгский на S в 2,5 мили (рис, 19 Kb)
Мыс Лопшеньгский на SO (рис, 12 Kb)
Материковые возвышенности подходят близко к мысу Лопшеньгский, открываясь с большого расстояния благодаря своим пологим, заросшим лесом вершинам. Берег в районе мыса приглубый. Светящий знак Лопшеньга установлен на возвышенности в 2 милях к NW от мыса Лопшеньгский. Лопшеньгская мерная линия оборудована в 3 милях к NW от мыса Лопшеньгский. Мерная линия имеет четыре секущих створа; знаки створов установлены на берегу. Все знаки проектируются на лес; от передних знаков к задним прорублены просеки шириной 35-50 м. Берег в районе Лопшеньгской мерной линии приглуб. Селение Летний Наволок находится в 17 милях к WNW от мыса Лопшеньгский. Селение малоприметно, но берег вблизи него легко опознается, так как он покрыт желтым песком (в других местах этого района такого песка не видно). Берег полого спускается к морю; лес начинается в некотором удалении от берега. На песчаном пляже лежат валуны. Берег в районе селения Летний Наволок окаймлен надводными ю и подводными камнями. Некоторые из них встречаются в 2,5 кбт от берега. Островок Керженец лежит вблизи берега в 7 кбт к OSO от селения Летний Наволок. Островок низменный и каменистый. Светящий знак Летний Наволок (65°10' N, 37°06' О) установлен на мысе Становище вблизи селения Летний Наволок. Банки с глубинами 31 и 24 м лежат соответственно в 14 милях к NO и в 6 милях к NNO от селения Летний Наволок, а банка с глубиной 9,6 м лежит в 4 милях к N от селения Летний Наволок.

Наверх