Лоция Белого моря - наставления для плавания по генеральным курсам

НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ ПО ГЕНЕРАЛЬНЫМ КУРСАМ

   Наставления для плавания по генеральным курсам  
   Плавание от мыса Святой Нос до порта Архангельск
   Плавание от мыса Канин Нос до порта Архангельск
   Плавание от мыса святой Нос до реки Мезень
   Плавание от мыса Святой Нос до Онежского залива
   Плавание от мыса Святой Нос до Кандалакшского залива
   Плавание от мыса Святой Нос до губ Чупа и Кереть
   Плавание от Кандалакшского залива до Онежского залива
   Плавание от порта Архангельск до Онежского залива

НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ ПО ГЕНЕРАЛЬНЫМ КУРСАМ
В Белом море продолжительность навигации зависит от ледового режима. Началом летней навигации следует считать момент, приходящийся в среднем на первую декаду мая, когда сплоченность льда становится менее 4 баллов. Окончательно море очищается от льда к 1 июня.
Концом летней навигации для судов с обычным корпусом следует считать момент появления льда в вершинах заливов, который приходится в среднем на начало ноября.
Таким образом, период летней навигации в Белом море длится примерно с 1 июня по 1 ноября, однако в отдельные годы сроки начала и конца летней навигации могут изменяться примерно на месяц в ту или в другую сторону. Зимняя навигация бывает наиболее оживленной в северной части и в Горле Белого моря с марта по май, т. е. во время зверобойного промысла. Под проводкой ледоколов плавание возможно в течение всей зимы.
В течение всего года плавание в Белом море, особенно в его северной части и в Горле, в навигационном отношении довольно сложное. Трудность плавания обусловлена в основном гидрометеорологическими факторами (штормами, сильным волнением, туманами, льдами и течениями), а также большим числом опасностей, лежащих как вблизи, так и вдали от берегов. Вследствие этого при плавании в Белом море надлежит соблюдать особую осторожность.
Плавание в Белом море осуществляется по рекомендованным курсам по принципу одностороннего движения. Приведенные в наставлениях для плавания по маршрутам рекомендованные генеральные курсы фактически являются осевыми линиями разделения одностороннего движения.
Суда должны следовать справа от линии разделения в расстоянии не менее приведенного в описании каждого маршрута и показанного на картах.
Условия летнего плавания в северной части и Горле Белого моря. При плавании в ясную погоду в северной части и Горле Белого моря, особенно в районе мысов Большой Городецкий и Орлов-Терский Толстый, следует как можно чаще определять место судна, так как здесь в любое время внезапно могут появиться продолжительные туманы. При этом надлежит принимать во внимание действие приливо-отливных течений.
С наступлением тумана плавание в северной части и Горле Белого моря становится затруднительным, а иногда и опасным. Приближаясь к Терскому берегу, нельзя заходить на глубины менее 20 м, а к Зимнему берегу - на глубины менее 10 м, так как рельеф дна на подходах к ним неровный, а глубины уменьшаются резко. Входить в бухты или подходить близко к берегу во время тумана или пурги опасно; в этих случаях лучше всего выждать улучшения погоды, потому что снег здесь обычно идет недолго, "зарядами", и возможно некоторое рассеивание тумана.
При плавании ранней весной или поздней осенью следует учитывать, что в это время снежный покров сильно изменяет вид берегов Белого моря; если для опознания места необходимо приблизиться к берегу, то надо быть очень осторожным и измерять глубины.
Необходимо иметь в виду, что хотя главная струя приливного и отливного течений в Горле Белого моря и направлена вдоль берегов, однако приливное течение в восточной части Горла обычно прижимает суда к Зимнему берегу и только в 2-3 милях от берега идет параллельно ему. При этом струя приливного течения идет от острова Сосковец поперек Горла по направлению к мысу Инцы и к устью реки Зимняя Золотица, а струя отливного течения - в обратном направлении.
Плавание в северной части и в Горле Белого моря осуществляется преимущественно вдоль Терского берега по так называемому Терскому фарватеру. Этот фарватер проходит недалеко от берега и является наиболее глубоководным. В отдельных случаях можно идти вдоль Канинского берега, но для этого необходимо хорошо знать местные условия плавания.
Условия зимнего плавания в северной части и Горле Белого моря. Зимой и весной плавание в северной части и Горле Белого моря затруднительно и зависит от состояния льда. Состояние льда и его дрейф определяются главным образом приливо-отливными течениями. Интенсивность и направления передвижения ледяных масс зависят также от силы и продолжительности ветров. Поэтому при плавании во льдах в Белом море нужно прежде всего учитывать направление течений и соответственно этому выбирать наиболее выгодные курсы. Нужно иметь в виду, что у мысов, где почти всегда наблюдаются периодические сжатия и разрежения льдов, можно встретить или сплошной лед, или чистую воду. Между мысами лед бывает менее сплочен, однако и чистую воду встретить здесь трудно. Ожидать вскрытия прохода, загроможденного льдами, следует только у мысов. Нужно всегда избегать пространств сплоченного льда, находящегося в спокойном состоянии, потому что здесь ожидать подвижки или разрежения льда бесполезно. Попав в такое место, следует как можно скорее выйти из него к ближайшему мысу - на течение.
В Белом море господствующие течения и рельеф дна способствуют образованию районов, где лед обычно бывает уплотнен (колоба и остроги), и районов, где лед находится преимущественно в разреженном состоянии (разделы). Так, вдоль Терского берега от реки Поной до острова Сосновец тянется Понойский колоб, а восточнее этого колоба в северной части моря располагается Моржовско-Вороновский раздел, где лед при отливном течении регулярно разрежается. Одна из острог находится в Мезенском заливе между островом Моржовец и банками Северная Сибиряков Несяк и Южная Сибиряков Несяк.
При плавании во льдах в северной части и Горле Белого моря сначала следует придерживаться тех же курсов, что и при плавании летом по чистой воде, т. е. идти из Баренцева моря Терским фарватером до островов Три Острова, а затем пробиваться к острову Моржовец. От острова Моржовец нужно следовать на юг к Зимнему берегу Горла с расчетом пройти мыс Воронов не ближе чем в 10 милях, остерегаясь Кедовских кошек, которые нужно оставлять к востоку. Следуя вдоль Зимнего берега Горла Белого моря, можно использовать встречающиеся здесь периодические сжатия и разрежения льдов. В Двинском заливе плавание вдоль Зимнего берега возможно только при отжимных ветрах.
Мореплавателю, незнакомому с ледовыми условиями плавания в Белом море, заходить во льды не рекомендуется, а лучше, если нет ледоколов для проводки, дождаться очищения моря от льда в ближайшем порту Баренцева моря. В случае же необходимости входа в Белое море рекомендуется идти в него после периодов южных, юго-западных и западных ветров, которые рассеивают беломорские льды и выносят их в Баренцево море.
Условия летнего плавания в заливах Белого моря. Плавание в Мезенском заливе вследствие его мелководности является довольно затруднительным, но благодаря наличию фарватеров, ведущих в реку Мезень, оно вполне безопасно при условии частых навигационных определений места судна.
В Мезенский залив ведут два фарватера. Первый фарватер ведет от мыса Конушин; он мелководен, удален от береговых ориентиров и поэтому может быть использован лишь при хорошем знании местных условий плавания. Входить в Мезенский залив рекомендуется только фарватером Южный Мезенский. Этот фарватер ведет между островом Моржовец и Абрамовским берегом; плавание по нему относительно безопасно при условии возможно частых навигационных определений места судна. При входе в Мезенский залив этим фарватером нужно учитывать, что между островом Моржовец и мысом Воронов приливное течение втягивает судно в залив, а отливное течение относит его в обратном направлении. Течения вокруг острова Моржовец и вблизи лежащих возле него банок, которых особенно много к SW и SO от острова, имеют неправильный характер. Следуя Мезенским заливом далее к устью реки Мезень, нужно наиболее мелководные места фарватера проходить в начале или в половине прилива. Проходить мелководья в полную воду крайне опасно.
При плавании по Мезенскому заливу, в особенности при входе в реку Мезень, необходимо измерять глубины.
Плавание в Онежском и Кандалакшском заливах затруднено множеством островов, банок и других опасностей. Поэтому для плавания в этих заливах требуется хорошее знание района и фарватеров или проводка лоцмана.
Условия плавания в Двинском заливе более благоприятны, чем в других заливах Белого моря. Этот залив достаточно глубоководен и навигационных опасностей вдали от его берегов нет.

Наверх

Плавание от мыса Святой Нос до порта Архангельск
При следовании из западной части Баренцева моря в порт Архангельск мореплаватели должны располагать курсы таким образом, чтобы проходить мыс Святой Нос в расстоянии от 2 до 10 миль (в зависимости от состояния погоды и дальности видимости).
Придя в точку 68°15',3 N, 39°50',5 О, нужно лечь на курс 130° и идти им 39,5 мили вдоль Терского берега. Когда маяк Городецкий придет на пеленг 210° и расстояние до него будет 9,6 мили, следует повернуть вправо, лечь на курс 169° и идти им около 55 миль. Этот участок пути является наиболее опасным. Курс 169° проходит по сравнительно узкому проливу Орловская Салма, где наблюдаются сильные течения, а также внезапные густые и продолжительные туманы. Определение места судна на этом курсе следует производить по маякам Городецкий и Терско-Орловский и по светящим знакам Острые Лудки, Вешняк, Горяинов и Понойские Лудки. При плавании в тумане, особенно на переходе от мыса Большой Городецкий до островов Три Острова, следует как можно чаще измерять глубины. Если глубина будет менее 20 м, это явится свидетельством того, что судно находится вблизи западной гряды Северных кошек. В этом случае сразу же нужно повернуть на W или на WNW и, уменьшив ход до малого, выходить на большую глубину или же, повернув на N, выжидать ясной погоды. При спокойном состоянии моря можно стать на якорь на глубинах менее 20 м. Если же на этом переходе будут измерены глубины 30-35 м и они будут мало изменяться, то можно считать, что судно проходит вблизи изобаты 30 м, окаймляющей западную гряду Северных кошек, или, что еще вернее, идет посредине пролива Орловская Салма, т. е. к востоку от островов Три Острова, и что особой опасности плавание не представляет.
От точки, расположенной в 7,4 мили на 111° от светящего знака Понойские Лудки, нужно повернуть вправо и лечь на курс 212°,5, ведущий к мысу Зимнегорский, и идти им около 96 миль. На этом курсе светящий знак Данилов и маяки Сосновецкий и Вепревский должны быть пройдены в 4-7 милях, а маяк Инцы - в 10-13 милях. Следуя к мысу Зимнегорский, нужно учитывать, что между островом Сосновец и мысом Инцы приливное течение прижимает суда к мысу Инцы. Поэтому, когда откроется маяк Инцы, почти всегда приходится подправлять курс, отводя судно от Зимнего берега и, в частности, от мыса Вепревский, так как к нему суда также прижимаются приливным течением.
Выйдя курсом 212°,5 в точку, находящуюся по пеленгу 329° от маяка Зимнегорский в расстоянии около 10 миль от него, надо лечь на курс 184°, ведущий параллельно берегу, и идти им 16 миль. Когда светящий знак Керецкий (65°20' N, 39°44' О) придет на пеленг 97°,5 и расстояние до него будет 6,4 мили, надо лечь на курс 147° и идти им 29 миль до светящего буя Мудьюгский № 1 осевой. Подойдя к этому бую, следует идти в порт Архангельск, руководствуясь наставлением, приведенным при описании этого порта.
В случае, если район, находящийся к SO от мыса Святой Нос, будет объявлен закрытым для плавания судов, надлежит следовать резервным путем. Для этого необходимо из точки 68°15',3 N, 39°50',5 О лечь на курс 60° и идти им 32,5 мили. Придя в точку 68°31',5 N, 4Г06/,7 О, надо повернуть вправо, лечь на курс 125° и идти им 30 миль. Далее из точки 68°14',5 N, 42°12',7 О надлежит лечь на курс 202° и идти им 50,5 мили к Терскому берегу. Когда светящий знак Острые Лудки (67°25' N, 41°07' О) придет на пеленг 244°,5 и будет находиться в 6,8 мили, следует повернуть влево на курс 169° и идти далее, руководствуясь приведенным выше наставлением для основного пути. Величина удаления судов вправо от линий разделения движения на основном маршруте должна быть не менее 1 мили, а на резервном пути при обходе запретного района 1,5 мили.

Наверх

Плавание от мыса Канин Нос до порта Архангельск
От мыса Канин Нос к порту Архангельск идти следует вдоль Терского берега. Плавание вдоль Канинского берега в навигационном отношении очень сложное и требует хорошего знания района, так как этот берег отмел и вблизи него лежит много опасностей.
При следовании из восточной части Баренцева моря в ясную погоду мыс Канин Нос следует огибать в расстоянии около 5-7 миль, чтобы иметь возможность определить место судна по маяку Канинский. Во время тумана или в пасмурную погоду мыс Канин Нос необходимо огибать по счислению в значительно большем от него расстоянии и измерять глубины, не заходя на глубины менее 40 м. Если глубина окажется менее 40 м, нужно немедленно удалиться от мыса, повернув на N или на NW, смотря по обстоятельствам. Убедившись в том, что мыс Канин Нос пройден, можно прекратить измерение глубин и увеличить ход. Выйдя в точку 68°54',5 N, 42°57' О, нужно лечь на курс 202° и идти им 94 мили. От осевой линии разделения одностороннего движения судов нужно держаться справа на расстоянии не менее 1,5 мили. Когда светящий знак Острые Лудки придет на пеленг 244°,5 и будет находиться в 6,8 мили, нужно лечь на курс 169° и идти далее так же, как и при плавании от мыса Святой Нос до порта Архангельск.

Наверх

Плавание от мыса Святой Нос до реки Мезень
Подходить к реке Мезень следует только фарватером Южный Мезенский, ведущим по проливу Моржовская Салма между островом Моржовец и Абрамовским берегом. От мыса Святой Нос до островов Три Острова надлежит идти вдоль Терского берега теми же курсами, что и при плавании от мыса Святой Нос до порта Архангельск.
Придя на параллель островов Три Острова (67°06' N, 41°25' О) и находясь от них в 3 милях к О, надо лечь на курс 145° с расчетом пройти в 5 милях к SW от острова Моржовец. При следовании этим курсом нужно учитывать течение и иметь в виду, что приливное течение сильно втягивает судно в пролив Моржовская Салма, т. е. сносит его к востоку, а отливное течение сносит судно к западу.
Ориентиром для определения места судна на курсе 145° может служить маяк Терско-Орловский, который бывает виден в ясную погоду с расстояния до 20 миль. Следуя этим курсом в условиях пониженной видимости, нужно быть очень осторожным, в особенности когда судно пересечет изобату 10 м, окаймляющую остров Моржовец. В этом случае, если позволит погода, лучше всего стать на якорь, а не проходить вблизи острова.
Когда откроются остров Моржовец и маяк Моржовский, надлежит определить место судна и, если требуется, подправить курс с расчетом выйти в точку 66°32',4 N, 42°33',2 О; при этом днем справа по носу бывают хорошо видны гора Коврига (66°24' N, 42°43' О) и знак на ней.
Придя курсом 145° в упомянутую выше точку и имея маяк Вороновский в 7,9 мили по пеленгу на него 257°, а маяк Моржовский по пеленгу 351°, следует лечь на курс 106° с расчетом пройти в расстоянии около 3 миль севернее маяка Абрамовский.
В точке 66°30' N, 42°53' О на рекомендованном курсе стоит светящий буй Южного Мезенского фарватера № 1 осевой.
Следует иметь в виду, что курс 106° проходит примерно в 5 кбт к В от банки с наименьшей глубиной 0,2 м, лежащей в 3,5 мили к NNO от мыса Абрамовский и огражденной светящим буем Северный.
Курсом 106° следует пройти 27,3 мили, а затем, приведя маяк Абрамовский на пеленг около 270°, нужно лечь на курс 143°,5.
Пройдя курсом 143°,5 около 7 миль, нужно в точке 66° 19' N, 43°50' О, в которой выставляется светящий буй Южного Мезенского фарватера № 2 осевой, лечь на курс 158° и идти им 6 миль до тех пор, пока светящий знак Нерпинский не придет на пеленг 280°. Далее надлежит следовать к светящему бую Мезенский и, став на якорь, ожидать лоцмана для проводки в реку Мезень.
Ввиду того что плавание в Мезенском заливе опасно, настоятельно рекомендуется быть здесь особенно осторожным, как можно чаще определять место судна, измерять глубины и идти с приливным течением, особенно к востоку от меридиана 43° вост. долг.
В туман и пасмурную погоду плавать в Мезенском заливе не рекомендуется.

Наверх

Плавание от мыса Святой Нос до Онежского залива
От мыса Святой Нос до маяка Сосновецкий следует идти вдоль Терского берега, располагая курсы так же, как и при плавании от мыса Святой Нос до порта Архангельск.
Находясь в 9,5 мили к SSW от маяка Сосновецкий в точке 66°20' N, 40°39' О, надлежит лечь на курс 236°,5, ведущий к Онежскому заливу. При этом справа от курса должны остаться светящий знак Пулоньга в 5,2 мили и маяк Никодимский в 9,3 мили, а слева от курса - остров Жижгинский в 4-5 милях. Идти курсом 236°,5 нужно 112 миль.
От осевой линии разделения одностороннего движения судов необходимо держаться справа в расстоянии не менее 1 мили.
Пересекая Бассейн Белого моря, необходимо иметь в виду, что в случае тумана, пурги или пасмурной погоды сравнительно лучше оказаться снесенным к востоку от острова Жижгинский, чем к западу от него, так как в последнем случае судно попадает в район Соловецких островов, в значительном расстоянии к N и NO от которых лежат каменистые банки. Банки эти окружены большими глубинами, поэтому измерение глубин предупредить о приближении к ним не может. Наоборот, выйдя в тумане к востоку от острова Жижгинский,- можно скорее найти глубины, удобные для якорной стоянки; хотя берег здесь также приглуб, но зато опасностей вблизи него мало. Однако, имея в виду приглубость этого берега, нельзя подходить к нему ближе глубин 20 м; как только эта глубина будет получена, нужно немедленно стать на якорь. В случае, если стать на якорь из-за погоды невозможно, следует повернуть в море и там выжидать ее улучшения для входа в Онежский залив.
Придя в ясную погоду курсом 236°,5 в точку 65°16',8 N, 36°48',2 О и находясь в 4,5 мили от маяка Жижгинский, надлежит входить в Онежский залив, руководствуясь картой и указаниями, приведенными в навигационном описании залива.
Мореплаватели, незнакомые с местными условиями, должны плавать в Онежском заливе под проводкой лоцмана.

Наверх

Плавание от мыса Святой Нос до Кандалакшского залива
От мыса Святой Нос до маяка Сосновецкий следует идти теми же курсами, что и при плавании от мыса Святой Нос до порта Архангельск.
Из точки, расположенной в 9,5 мили к SSW от маяка Сосновецкий, надо лечь на курс 23б°,5 и, оставляя справа от курса светящий знак Пулоньга в 5,5 мили, идти им около 29 миль.
Придя в точку 66°03',8 N, 39°39',2 О, находящуюся в 8 милях к SSO от устья реки Пялица, надо лечь на курс 260° и идти им 34,7 мили до точки, расположенной в 5,8 мили к S от селения Тетрино. В этой точке нужно лечь на курс 284°J5 и идти 57 миль до меридиана 36°00' вост. долг. Далее следует лечь на курс 294°, который проходит в 3,8 мили от мыса Турий. При следовании этим курсом мимо мыса Лудошный (66°21' N, 35°49' О) подходить к берегу ближе чем на 5 миль ни в коем случае не рекомендуется. Курсом 294° надлежит идти 53 мили до точки 66°33',5 N, 33°59',5 О.
Суда должны прокладывать указанные рекомендованные курсы справа от линий разделения одностороннего движения в расстоянии не менее 1 мили, а на протяжении первых 28 миль курса 294° в расстоянии не менее 5 кбт.
Опознав днем мыс Турий, а ночью светящие знаки Турий, Среднелуд-ский и Кочинный, нужно тщательно определить место судна и идти затем по фарватеру к порту Кандалакша, руководствуясь указаниями, приведенными в навигационном описании Кандалакшского залива. Мореплаватели, незнакомые с местными условиями плавания в Кандалакшском заливе, должны входить в порт Кандалакша и в другие пункты, расположенные в Кандалакшском заливе, под проводкой лоцмана.

Наверх

Плавание от мыса Святой Нос до губ Чупа и Кереть
От мыса Святой Нос до меридиана 36°00' вост. долг, следует идти теми же курсами, что и при плавании от мыса Святой Нос до порта Архангельск.
Придя в точку, находящуюся на меридиане 36°00' вост. долг. в 8 милях от мыса, на котором расположено селение Кашкаранцы, следует лечь на курс 294° и идти им 25 миль до точки 66°22' N, 35°03' О. Из указанной точки, находящейся в 7,2 мили к SSW от мыса Малый Олений Рог, надо лечь на курс 259°,5 и идти им 22,5 мили до точки 66° 18' N, 34°08' О.
Пути судов должны пролегать справа от линий разделения одностороннего движения, в расстоянии не менее 1 мили.
Опознав, днем острова Двинские Луды, а ночью маяк Шарапов и светящий знак Плоская Двинская Луда, нужно тщательно определить место судна и только после этого идти в губы Кереть или Чупа, руководствуясь рекомендациями, приведенными при описании этих губ в данной лоции.
Мореплаватели, незнакомые с местными условиями плавания, должны входить в губы Кереть и Чупа только под проводкой лоцмана.

Наверх

Плавание от Кандалакшского залива до Онежского залива
Выйдя из Кандалакшского залива в точку 66°33',5 N, 33°59',5 О, надо лечь на курс 114° и идти им 53 мили. Придя в точку 66°12' N, 36°00' О, находящуюся в 8 милях к S от мыса, на котором расположено селение Кашкаранцы, надлежит лечь на курс 185°,5 и идти им 31 милю.
Выйдя в точку 65°41' N, 35°53' О, надо повернуть вправо на курс 214° и идти им 36 миль до входа в пролив Западная Соловецкая Салма.
Указанные рекомендованные курсы надо прокладывать справа от линии разделения одностороннего движения в следующих расстояниях: на протяжении первых 28 миль курса 114° - в расстоянии не менее 5 кбт, а на остальном его участке и других курсах - не менее 1 мили.
Мореплавателям, незнакомым с местными условиями плавания, при входе в Онежский залив, а также при плавании между его портами и бухтами рекомендуется пользоваться услугами лоцманов.

Наверх

Плавание от порта Архангельск до Онежского залива
От порта Архангельск к Онежскому заливу можно пройти двумя маршрутами: северным и южным. На обоих маршрутах курсы следует располагать в расстоянии не менее 1 мили справа от линий разделения одностороннего движения судов.
Мореплавателям, незнакомым с местными условиями плавания, при входе в Онежский залив, а также при плавании между портами и бухтами этого залива надлежит пользоваться услугами лоцманов.
Северный маршрут. От светящего буя Мудьюгский № 1 осевой (65°56',8 N, 40°05',5 О) необходимо лечь на курс 327° и идти им 11,5 мили. Придя в точку 65°06',5 N, 39°50',8 О, расположенную в 5,5 мили к W от мыса Куйский, надо повернуть влево на курс 270° и идти им 46,7 мили до точки 65°06',5 N, 37°59',0 О. Далее необходимо лечь на курс 305°,5 и идти им 27 миль.
Выйдя в точку, находящуюся в 11,5 мили к NNO от острова Жижгинский, следует повернуть влево на курс 236°,5 и идти им 9,5 мили до входа в пролив Восточная Соловецкая Салма.
Южный маршрут. Для следования южным маршрутом необходимо сначала выйти в точку 64°48',5 N, 39°56',0 О, в которой выставляется светящий буй № 1 осевой. От этого буя надо лечь на курс 251° и идти им 17,2 мили.
Выйдя в точку 64°43',0 N, 39°17',5 О, следует повернуть вправо на курс 305°,5 и идти этим курсом 67,8 мили до точки 65°22' N, 37°07' О. Затем необходимо лечь на курс 236°,5 и идти им 9,5 мили до входа в пролив Восточная Соловецкая Салма.

Наверх